Воспитатели:
- Винокурова Ирина Геннадьевна
- Бубликова Марина Сергеевна
Учитель-логопед:
- Мудрова Ирина Владимировна
Помощник воспитателя:
Киреева Надежда Павловна
Возрастные особенности детей 5 – 6 лет (старший дошкольный возраст)
Пять лет-очень непростой для ребенка-дошкольника возраст. Возраст, который считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Пять лет – это период дошкольного детства, в который ребенок активно получает знания из разных областей жизни. У него развиваются познавательные процессы, формируется характер, происходит становление личности. Интерес ребенка пяти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению с собственными. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения, а также «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры. Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение.
В этом возрасте ребенок:
Ø Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру.
Ø Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
Ø С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
Ø Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности.
Ø Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Ø Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
Ø Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:
Ø уметь концентрироваться на выполняемой деятельности;
Ø быть активным на занятиях;
Ø адекватно реагировать на те или иные ситуации;
Ø проявлять любознательность и желание познавать мир;
Ø знать основные сведения о себе, своей семье;
Ø иметь начальные знания в области математики, чтения, письма;
Ø уметь самостоятельно обслуживать себя;
Ø знать основные правила безопасности.
Рекомендации родителям:
Помощь в развитии ребенка в 5-6 лет:
Вот несколько простых вещей, которые могут помочь ребенку развиваться в этом возрасте:
Ø Поощряйте движение: вместе занимайтесь разными видами спорта и активным отдыхом. Это обучает социальным навыкам, таким как работа по очереди, сотрудничество, переговоры, честная игра и хорошее занятие спортом.
Ø Вовлекайте своего ребенка в простые домашние дела: накрытие стола или помощь Вам в уборке чистой одежды развивает навыки движения и мышления, а также обучает сотрудничеству и ответственности. Эти навыки очень важны для школы
Ø Играйте с ребенком каждый день, даже если это всего занимает лишь 10 минут. Совместная игра даёт Вам возможность войти в мир вашего ребенка и узнать о его мыслях и чувствах. Это также показывает Вашему ребенку, что Вы заботитесь о нем и хотите проводить время вместе
. Ø Говорите о чувствах: Вы можете помочь своему ребёнку понять, почему он что-то чувствует, и помочь ему выразить эти чувства словами. Это поможет ему завязать дружеские отношения и проявить сочувствие.
Ø Поговорите с ребенком о том, что следует одинаково уважительно относиться как к мальчикам, так и к девочкам.
Ø С уважением относитесь к его фантазиями, версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Ø Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества
Ø Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.
Ø Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Ø Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
Ø Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.
Ø Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Ø Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.
Ø Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
Ø Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги.
СЕНТЯБРЬ 2025
2.«Как развить связную речь ребенка 5-6 лет с помощью дидактических игр в домашних условиях»

