Подготовительная группа № 11 «Лучики»

Воспитатели:

  • Чижова Марина Леонидовна
  • Коробченко Галина Григорьевна

Рабочая программа подготовительной группы № 11 2024-2025 год

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях

детей 6 — 7 лет?

   Каждый момент жизни вашего ребенка в дошкольном возрасте – это прекрасные минуты познания, становления личности, развития. В детской психологии принято считать, что этот возраст лет является переходным этапом в осознании своего места в обществе, взрослении, перехода к новому этапу – школе.
   Сейчас дети вступают в школьный возраст намного раньше — с 6, и даже 5 летнего возраста, постепенно входя в ритм школьной жизни, занятий, общественных обязанностей. У детей этот момент связан с положительными эмоциями, которые должны воспитать и привить родители – новая роль, новое направление деятельности, новые поручения. Но если не отнестись к этому внимательно, не помочь ребенку советом и собственным примером, школа станет тяжелым испытанием для родителей и детей.
    А перед самой школой обязательно вместе приобретите все к школе – карандаши, пенал, форму, портфель. Пусть ребенок сам выбирает себе расцветки тетрадей и обложек. Это создает ощущение нового, прекрасного.
В возрасте 6-7 лет ребенок осознанно познает мир.

«КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ?»

Многих родителей волнует вопрос, как улучшить память ребёнка, чтобы он

лучше запоминал учебный материал и не испытывал трудностей при

поступлении в 1 класс. Давайте разберемся, как развить память у ребенка 6-7

Что такое память?

Память – одна их важнейших психических функций человека. Без неё

невозможно отождествлять себя, принимать опыт, учиться и развиваться.

Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении информации.

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все

запоминается, в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних

и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут

сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают

возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его

вызывавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и

сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-

либо предметов, мысль, речь, действия.

Память – удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в

нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас

впечатление.

Особенности развития памяти у ребенка:

Память ребёнка, в отличие от памяти взрослых, в основном кратковременная и непроизвольная.

Память ребенка имеет крепкую связь с его телесными ощущениями.

Ребёнок в прямом смысле слова познает мир через тело – трогая, облизывая,

перебирая и щипая.

В возрасте 3-6 лет у ребёнка начинают развиваться социальные навыки,

речь становится более наполненной, и начинает формироваться первая

долговременная память.

Малышу важна эмоциональная окраска для удержания в памяти нужной информации.

Причины плохого запоминания:

Симптомами нарушения работы памяти могут быть сложности при

воспроизведении многократно прочитанных сказок, узнавания своей одежды

при нахождении рядом подобной, забывание имен детей и взрослых, полное или

частичное забывание недавних событий (срок воспоминания зависит от возраста

ребенка).

Если вы замечаете, что ребенок прилагает больше, чем другие дети его

возраста, усилий для запоминания информации, если он не запоминает, где

оставил одежду, не сразу может вспомнить как зовут детей в группе/классе,

воспитателей, испытывает трудности с узнаванием маршрута, которым вы

регулярно передвигаетесь, с пересказом хорошо известных сказок – то нужно

помогать в развитии и укреплении памяти у ребенка.

В случае, если симптомы нарушения имеют постоянный и более

значительный масштаб, то нужно обязательно обратиться к неврологу.

Какие виды памяти нужно развивать у ребёнка?

1. Образную память. Это память на образы, сформированные и полученные с

помощью различных органов чувств. Включает в себя зрительную, слуховую.

обонятельную, тактильную и вкусовую память. Чем полнее представлен образ,

тем более вероятно, что он закрепится в памяти (так как каналов для

запоминания образа будет больше).

2. Произвольную. Это особый психический процесс запоминания. Он

осуществляется под контролем сознания и характеризуется наличием цели и

применением специальных приёмов для запоминания информации, а также

применения волевого усилия. Т.е. информация запоминается целенаправленно.

3. Непроизвольную. Процесс запоминания не регулируется ничем.

Запоминание происходит без напряжения и без определённой цели.

4. Опосредованную. Запоминание происходит с помощью неких техник,

связанных с привлечением дополнительных средств (поставить “якорь”,

“завязать узелок на память” и пр).

Запоминание накладывается на некий предмет или действие, и затем этот предмет или действие помогают воспроизвести в памяти необходимую информацию.

5. Непосредственную. Запоминание происходит при воздействии на органы

чувств человека того, что нужно запомнить. Здесь мы запоминаем ушами,

носом, глазами. Удерживается очень короткий промежуток времени.

6. Кратковременную. Это память, которая позволяет в течение короткого

промежутка времени (до 20-30 секунд) удерживать незначительный объём

информации (измеряется обычно величиной 7 + 2 единицы информации).

7. Долговременную. Эта память является нашей базой данных. В ней

информация хранится без ограничения по времени и по объёмам.

Как улучшить память у ребенка?

Есть несколько рекомендаций по развитию памяти семилетнего ребёнка.

Ежедневно спрашивайте его впечатления о прошедшем дне. Пусть он извлекает

из памяти подробности школьной жизни. Задавайте побольше уточняющих

вопросов.

Такой беседой вы сможете укрепить с ним эмоциональную связь, а также

поможете ему научиться запоминать информацию, формулировать свои мысли.

Предложите ребёнку найти 10 отличий на похожих картинках из детских

журналов. Пусть он фокусирует внимание на мельчайших деталях. Со временем

усложняйте задания. Попробуйте ограничить малыша во времени. Отведите 5

минут для поиска отличий.

Медленно произнесите 10 слов и тут же предложите малышу повторить их.

Если он перечислит хотя бы 5 из них, то кратковременная память у юного

человека работает прекрасно. Воспроизведение 7-8 слов свидетельствует о

хорошей долгосрочной памяти. Подобные упражнения улучшают оба вида

памяти.

Научите ребёнка создавать ассоциативные ряды. Играйте с ним в ассоциации.

Пусть пробует запомнить слова, не связанные между собой логически. Для этого

надо создать в воображении образ. Например, слова «книга», «дельфин»,

«карандаш», «мотоцикл», «часы» можно запомнить с помощью создания ярких

образов. Чем насыщеннее образ, тем дольше он удержится в голове: «Открываю

книгу и вижу нарисованного дельфина, который неожиданно зашевелился. В

этот момент у него изо рта выпал ярко-красный карандаш. Он упал на пол и

начал рисовать мотоцикл, у которого вместо фары висел огромный циферблат».

Тренировать память можно с помощью метода ассоциативных связей. Для

этого надо найти 10 картинок, соответствующие любым словосочетаниям. Их

раздают детям и вслух произносят названия предметов с определением:

цветущая сирень, смешной мышонок, озорная девочка, вкусный обед, рычащий

тигр, летний вечер, проливной дождь, строгая учительница, мужская дружба,

искренняя радость. Затем картинки убирают. Дети занимаются другими делами.

Через 30 минут им раздают листки с изображением ранее произнесённых

понятий и предлагают их озвучить. Эта техника хорошо подходит для

формирования навыка закрепления знаний.

Развить детскую память можно с помощью мнемотехники. Метод Цицерона

подходит для запоминания необходимых слов. Каждое понятие прикрепляется к

хорошо знакомому предмету, находящемуся в квартире или комнате ребёнка.

Слуховую память тренируют чтением вслух интересных книг и стихов, пением

и определением посторонних звуков, доносящихся отовсюду. Перед сном

разучивайте вместе несложную фразу на иностранном языке или отрывок из

стихотворения.

Упражнения

С целью обучения удерживать информацию в голове длительное время надо у

детей развивать ассоциативное мышление. Можно делать с ними тренировочные

упражнения. Предложите малышу несколько не связанных между собой слов, а

он пусть придумает рассказ, где задействует их. Задания на логику формируют

умение устанавливать связи между явлениями. Предлагается цепь слов, среди

которых нужно найти лишние предметы. Например, «тарелка», «чашка»,

«холодильник», «блюдце».

Можно предложить малышу графический диктант для развития слуховой

памяти. Надо выбрать простой узор и продиктовать. Например, «3 клетки

вверх», «2 клетки вправо», «3 клетки вниз», «2 клетки влево».

Хорошо укрепляют память скороговорки, прочитанные в стихотворном

ритме. Заучивание напоминавших стихи скороговорок является своеобразным

тренажёром для улучшения дикции, преодоления косноязычия, выработки

правильного дыхания, тренировки памяти и внимания, развития воображения и

пробуждения творческих способностей.

Научить запоминать буквы можно с помощью развешанных по всей квартире

табличек на различных предметах обихода. Например, на шифоньере должна

красоваться надпись: «шкаф», на тумбочке – «тумбочка», на табуретке –

«табурет». Гласные буквы советуют оформить красным тоном, а согласные –

чёрным цветом. В течение дня заостряйте внимание малыша на табличках.

Успехов вам и вашим деткам!

СЕНТЯБРЬ 2024

Гаджиты

Подготовка руки ребенка к письму в школе